Вот с этого альбома, наверно, и начинается восхождение (а, быть может, правильнее сказать – взлет) Ронни Джеймас ДИО на крыльях своего голоса к вершинам Олимпа рок-музыки. А начиналось все достаточно прозаично. Просто воедино сплелись несколько случайных нитей-дорожек, чтобы образовать из себя прочный канат, звенящую натянутую струну.
Во-первых, в течении 1974 года DEEP PURPLE на гастролях сопровождали доселе никому не известная команда ELF. Во-вторых, пресытившись постоянными склоками с клонящимися в фанк коллегами по группе, Ричи Блэкмор все чаще стал посматривать по сторонам, в поисках новых музыкальных партнеров, спсобных вдохнуть свежий воздух, влить новую кровь в его творения. И последней каплей стало нежелание «пурпурных» исполнять не свой материал, в частности – композицию "Black Sheep Of Family” группы QUATERMSS, на чем настаивал Ричи.
И вот результат. Блэкмор, никогда не славившийся сговорчивостью, решил, раз PURPLE не желают записывать эту песню, что ж – сделаем это с другими музыкантами. Сказано – сделано, тем более, что подходящий , очень подходящий вокалист был уже под рукой. Ричи на протяжении уже достаточно долгого времени был впечатлен вокальными способностями малыша Дио, и в результате предложил ему заняться этой записью. Дело было лишь за сопровождающими музыкантами, тем более, что Блэкмор уже тогда решил согйти с «пурпурной» дорожки, и организовать собственную группу. Чтобы не откладывать дело в долгий ящик, было решено использовать уже имевшихся под рукой «Эльфов», за вычетом, естественно, гитариста. Когда композиция была записана, и сам маэстро остался доволен результатом, зашла речь о записи полноценного альбома. И тут Ричи уже нужен был нормальный состав (давайте будем честными – никто из «Эльфов» не дотягивал до уровня как Блэкмора, так и Дио). В этой ситуации очень по-джентльменски повел себя Ронни. Проведя многие годы вместе с остальными «Эльфами», он неловко чувствовал себя, покидая их. И чтобы как-то загладить свою вину перед остальными музыкантами, он настоял на том, чтобы первый альбом группы был записан именно «Эльфами» + Блэкмор, чтобы, таким образом, все музыканты команды смогли засветиться в компании ставшего уже тогда легендарным гитариста. Ричи пошел на эту уступку, потому что уже тогда понимал и осознавал, каким ценным приобректением для него является этот небольшой человечек с невероятно сильным, мощным и эмоциональным голосом. Именно такими эпитетами можно описать и саму музыку, создаваемую на тот момент маэстро Блэкмором, так что в лице Ронни он нашел себе идеального партнера.
Но это все история. А сам альбом был зваписан в достаточно короткие сроки, Ричи хотелось выложить его на прилавки еще до того, как PURPLE выпустят свой очередной альбом с новым гитаристом. При этом Блэкмор сумел даже подставить подножку своим бывшим коллегам, заняв студию, в которой те собирались записываться.
Я впервые услышал "Ritchie Blackmore’s Rainbow” более тридвати лет назад, и поначалу он не произвел на меня должного впечатления, затерявшись в памяти среди множества других альбомов конца 70-х, которые тогда уже начали достаточно упорно пробиваться в нашу страну из-за «железного занавеса». Но уже тогда меня очень тронул голос певца, очень необычный, сочетавший в себе и поистине звериную мощь, и ангельскую теплоту и проникновенность, затрагивающую самые нежные струны души. По прошествии многих лет я понял, что в этом альбоме было не совсем так. Просто слепленный достаточно наскоро, он содержал в себе некоторое количество проходного материала, который спасала от полного провала лишь волшебная гитара Блэкмора, и не менее волшебный голос Ронни Дио. Я не буду разбирать альбом по песням, но должен сказать, что, по моему мнению, открывающую его "Snake Charmer” и бодренький псевдо-рок-н-ролл с говорящим за себя названием "If You Don’t Like Rock’n’Roll” откровениями я назвать никак не могу.
Но, к счастью, помимо этих песен, диск содержал в себе и настоящие шедевры. Постороенная на въедливом гитарном риффе и все нарастающем, взбирающемся все выше и выше голосе Дио "Man On The Silver Mountain” и мощнейшая, с перегруженной гитарой, впечатывающей, как тяжеленным молотком, в мозг слушателей каждый аккорд "Sixteen Century Greensleeves” – это подлинные шедевры хард-рока, с поистине первобытной, неудержимой, звериной мощью. Но даже и в этих номерах нельзя не отметить реально красивые мелодии, очень тонко выписанные гитарой Ричи, и голосом Ронни. Еще одним настоящим рок-шедевром альбома можно считать песню "Self Portrait” с очень навязчивым рубящим гтарным риффом и таким же мощным, но очень чистым вокалом Дио.
Что уж говорить о шикарнейших балладах, коих на альбоме представлено две - обе они достойны того, чтобы быть внесены в золотую сотню лучших рок-баллад, если не в золотую десятку. "Catch The Rainbow”, мелодия которой явно заимствована у Джими Хендрикса, но об этом как-то даже и не вспоминаешь, когда Дио начинает выводить текст. Это нечто завораживающее, трогающее саму душу слушателей и буквально вызывающее слезы в глазах. А тут еще и маэстро Блэкмор очень нежно и деликатно перебирает струны своего Стратокастера, и ты буквально уносишся куда-то в другой мир, не в силах противиться зовущему тебя голосу вокалиста. А в концертном исполнении номер еще ярче расцветал, превращаясь в монументальный 15-минутный эпик, свободно плавающий на волнах мягкого колеблющегося голоса м-ра Дио.
И еще одна великолепная баллада с этого диска – "Temple Of The King”. Постороенная на нежном переборе гитарных струн акустики Блэкмора, в который великолепно вплетается вокальная линия в исполнении Дио – поистине, шедевр! Изначально этот номер не звучал в концертном исполнении (а зря!), но зато в последнее время теперешняя группа Блэкмора все чаще исполняет ее на своих шоу (но, увы, поет ее уже не Ронни Дио).
Казалось бы – немного, я назвал лишь пять песни с этого альбома. Но, принимая во внимание, что номеров на альбоме всего 9, а 5 из них – настоящие шедевры, таким дебютом мало кто может похвастаться. Если еще учесть, что и остальные номера диска ну никак нельзя назвать плохими ни в мелодическом плане, ни по части исполнения, то очень странно, что первый альбом RAINBOW многие критики оценивают очень посредственно. Диск наполнен достаточно разнообразным по стилистике материалом, и малыш Дио, как рыба в воде, великолепно чувствует себя и с нежными проникновенными балладами, и с жесткими боевиками, и с темповыми разулыми рок-номерами.